2024-03-28  Чт

(831) 215-12-18

08:00 - 19:00

Форум госзаказ 2013

Новости и аналитика

О. А. Емцова: "Думаю, что срок жизни ФКС будет дольше, чем у 94-ФЗ"

О. А. Емцова: "Думаю, что срок жизни ФКС  будет дольше, чем у 94-ФЗ"

В январе 2013 года в Международном институте менеджмента для объединений предпринимателей ТПП РФ прошел вебинар о практике применения ФЗ-94 и переходе на Федеральную контрактную систему (ФКС). В качестве лектора мероприятия выступила к.э.н., эксперт-консультант МИД России Оксана Емцова. Журналист ТПП-Информ Станислав Козак побеседовал с Оксаной Анатольевной о перспективе принятия законопроекта о ФКС.


Давайте начнем с общего вопроса. Зачем вообще нужна федеральная контрактная система? Нельзя ли просто принять новую редакцию уже существующего закона?


– Система не может строиться из одного элемента, ибо она будет неустойчивой. Так вот, действующий закон– это, по сути, закон о процедуре. Кстати, в этом смысле он не так уж плох. Но в нем не хватает планирования, не хватает прогнозирования, не хватает исполнения. А как показывает практика, такие элементы в процессе госзакупок необходимы. Поэтому выгоднее создать новый закон о ФКС, а не пытаться переделывать действующий.

– Хоть ФЗ-94, как вы правильно заметили, касался только одного этапа госзаказа, уже он добавил заказчикам проблем. Сейчас планируется регламентировать даже идеи типа «я думаю купить». И в законопроекте о ФКС уже прописано, что заказчик должен в связи с возникновением такой мысли сделать. Вам не кажется, что это растянет по времени сам процесс госзакупок на нерационально длительный период?


– Нет, я так не считаю. Попробую объяснить свою позицию. Во-первых, давайте посмотрим по аналогии. Когда мы работали по ФЗ-94 на бумаге, это отнимало массу времени. Причем нельзя сказать, что это требовало высочайшей квалификации. Но нужно было какие-то расписки писать, журналы вести, держать человека, который ждет заявки поставщиков ит.п. Потом перешли к электронным формам и сэкономили массу времени и ресурсов. Поэтому если все эти процедуры автоматизировать, мы сэкономим время и трудовые ресурсы. Это в ФКС есть, кстати.

А во-вторых, если мы все это формализуем и четко зададим временные параметры, то заказчики (пусть под страхом штрафов) научатся их соблюдать. Так, как это случилось с ситуацией по ФЗ-94.

Думаю, мы сможем установить правильную бюрократию (в хорошем смысле этого слова), тем более что в законопроекте о ФКС появился ее специальный подвидконтрактные управляющие, которые должны знать о размещении госзаказа все.


– Да, при общей стоимости закупок выше ста миллионов рублей госзаказчик должен создавать службу, а при меньшей сумме этим будет заниматься специальный человек.

Какие новации ФКС выглядят, на ваш взгляд, наиболее значимо?


– Начну с того, что мне нравится. Во-первых, это касается обеспечения заявок исполнения контрактов. Предусмотрено, что заявки могут предоставляться двух форм– не только деньгами. И еще, в части обеспечения аукционов. Сейчас у нас действует норма, что их обеспечение должно быть всегда. А почему в конкурсах заказчик вправе устанавливать обеспечение, а в аукционах обязан? Должно же быть единообразие в применении нормы. Теперь это приведено в соответствие, и будет действовать правило, что во всех случаях заказчик вправе устанавливать обеспечение. И еще радует нормальный инструмент для защиты интересов заказчика– реестр зарегистрированных банковских гарантий. Есть в этом реестре гарантия, которую предоставляет участник торгов, значит, он достиг определенных договоренностей с банком и эта финансово-кредитная организация действительно готова при необходимости предоставить ему реальные деньги.

Еще один положительный момент– это то, что во всеуслышание заявлено о существовании проблемы демпинга. Ведь у нас сейчас встречаются аукционы, участники которых заявляют о своей готовности товары и услуги поставлять практически бесплатно. Понятно, что перед потенциальным поставщиком, который готов опуститься ниже ноля, стоит одна задача– сорвать аукцион. Поэтому хотя бы попытка озвучить возможность демпинга уже положительна сама по себе. Как с ним будут бороться– это уже другой вопрос.

– А какие положения ФКС вы считаете проблемными?


– Тот же демпинг. Хоть сразу оговорюсь, что мы обсуждаем законопроект, прошедший только первое чтение, и, возможно, по этим вопросам уже поступили какие-то поправки. Но будем анализировать общедоступный на сегодня текст. Так вот, пока предполагается, что как только участник аукциона опускается по цене ниже 25%, он должен в состав заявки положить обоснование этой экономии. Но кого это спасет? Если я, например, представляю компанию-однодневку, я какое угодно обоснование напишу. Сейчас ФАС предлагает ко второму чтению другую стратегию: участники торгов могут «падать» как угодно, но при снижении цены больше чем на 25% они обязаны предоставить полуторное обеспечение контракта. На мой взгляд, мера эта половинчатая. Если я ставлю пред собой задачу сорвать заказчику исполнение этого контракта, то обеспечение меня не остановит. Поэтому как положительный факт можно отметить попытки решить эту проблему, а как отрицательный– то, что по-настоящему эффективное решение ее пока не найдено.

Интересным в этом смысле мне кажется порядок, существующий во Всемирном банке. Там не объявляют начальную (максимальную) цену контракта, а просто сообщают, что для реализации проекта необходимо приобрести некий набор товаров или услуг с указанными характеристиками. Все потенциальные участники подают заявки. Разумеется, среди них есть самые дорогие и самые дешевые. Поэтому все поступившие заявки анализируются, выводится средневзвешенная цена и все заявки, отстоящие от нее на 20% как снизу, так и сверху, просто снимаются. Может быть, и нам стоит подумать над похожим алгоритмом? Потому что покупать самые дешевые товары и услуги не всегда правильно.

– Будет ли создан какой-нибудь один контролирующий орган, отслеживающий правильность исполнения закона?


– Скажем так, один орган будет. Но не стоит забывать, что в законе о ФКС предусмотрено несколько стадий. Есть стадия планирования, есть стадия размещения, есть стадия исполнения. Понятно, что мониторить планы будет Минэкономразвития, процедуру контролировать ФАС, а исполнение контракта– Счетная палата и Контрольно-ревизионное управление (в зависимости от уровня бюджета и контрольного органа). И в законопроекте о ФКС предусмотрен надзорный орган, который будет стоять в части госзаказа над всеми этими организациями.

Как вы считаете, будущее у ФКС лучше, чем у ФЗ-94?


– Скажем так, это хотя бы больше похоже на систему. Есть связь между разными стадиями. Она более устойчива, чем ныне действующий закон. Поэтому, думаю, и срок ее жизни будет дольше.

Источник - tpp-inform.ru


Добавлено: 2013-01-31 | Просмотров: 4505

Комментарии:

Ваше имя:*
Код подтверждения:* (Для обновления картинки кликните по ней.)

Поиск

Календарь

<< март 2024 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
- семинар

Ваш баннер

Чтобы увидеть flash-ролик установите последнюю версию плеера с сайта adobe.com

Ваш баннер

Новости