223-ФЗ. Позиция сотрудников Счётной палаты РФ
Любимая игра российского чиновника: написать Закон общо, неконкретно и рамочно, а потом обвинить лицо, Закон применяющее, в ошибках и злоуптреблениях.
Впечатление о том, что представители Счётной палаты России В.В.Сторонин и О.Н.Толстобоков играют именно в такую игру, у меня сложилось, когда я знакомился с их совместной статьёй, опубликванной в сентябрьском номере журнала "Госзакупки.ру".
Далее постараюсь объяснить, что именно меня так взволновало.
Авторы по пунктам анализируют сведения о закупочной деятельности ряда организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности и находят следующие нарушения, связанные с выполнением требований 223-ФЗ.
"Наличие в положениях о закупках "управляемых" организаторами закупок условий"
"... некторые заказчики включают в свои положения о закупке "управляемые" со стороны организатора закупки условия, что формирует вероятность возникновения коррупционных проявлений при осуществлении закупочной деятельности...."
Ну ещё бы! Заказчики всячески пытаются подстраховаться и оставить самим себе возможность для манёвра. Поэтому и появляются в их Положениях ссылки на различные "иные условия", "иные критерии", открытые списки и прочее. Никто не хочет загонять себя в угол, и отнюдь не коррупционные проявления движут многими заказчиками, а невозможность предвидеть всего-всего-всего при написании Положения о закупке.
"А вдруг мы в следующем году захотим купить синхрофазатрон? Нам потребуются дополнительные критерии оценки условий исполнения договора. Неужели каждый раз менять Положение?"
Универсальных рецептов не бывает, и заказчики, применяющие 94-ФЗ, это очень хорошо знают. Они вынуждены покупать с помощью 4-х способов закупки товары и услуги от иголки до самолёта.
Заказчики 223-ФЗ пытаются в этом отношении быть гибкими, а их обвиняют в том, что они юлят и создают "коррупционные проявления".
"Отсутствие в положениях о закупках сведений о критериях и порядках оценки конкурсных заявок"
"... в положении о закупке должны быть установлены критерии и порядки оценки и сопоставления конкурсных заявок..."
Действительно ч. 2 ст. 3 223-ФЗ устанавливает, что "...выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке..."
Однако думается, что понятие "на основании" не устанавливает прямой необходимости включать в положение сведения о критериях и порядке оценки. Как правило, такие сведения весьма объёмны, и имеет смысл выделить их в отдельный документ, например, Регламент оценки заявок на участие в конкурсе. Нормативная база, регулирующая государственные закупки, "устроена" именно так: есть 94-ФЗ и Постановление Правительства 722, которое и устанавливает конкретный порядок сопоставления заявок.
"Наличие в положениях о закупках дискриминационных условий участия"
"...установление сверхсжатых сроков приёма заявок на объявляемые запросы предложений содержит в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона 223-ФЗ дискриминационное условие участия в закупке, так как для большинства потенциальных участников закупок подготовить заявку с комплектом требуемых документов в течение трёх суток не представляется возможным..."
С авторами трудно не согласиться: три дня - это крайне сжатый срок для подготовки и, главное, доставки заявки до заказчика. Установление таких сроков подачи заявок наверняка отсечёт иногородних участников.
Однако вопрос здесь в другом: во-первых, почему законодатель не оговорил минимально необходимые сроки, отводимые на подачу заявок, ведь это условие вполне возможно было прописать, и, во-вторых, где находится граница "дискриминационных" условий. Три дня - это дискриминация, а пять или семь? Отсутствие нормативно закреплённых условий в дальнейшем может привести к необходимости корректировки положений или даже к привлечению заказчиков к ответственности, если таковая будет установлена.
"Отсутствие архива проведённых закупок и сведений о завершённых процедурах закупки"
"... некоторые заказчики размещают на сайтах информацию только о закупках, на которые принимают заявки. Прии этом архивной информации об отменённых и завершённых закупках на сайтах нет.."
Авторы ссылаются на принцип информационной открытости закупки, который может быть истолкован весьма вольно. К счастью, с 01 октября 2012 года всё же заработал Общероссийский Официальный Сайт, который снимет все вопросы. Хранение архива закупок - ныне задача Оператора Сайта.
"Размещение сведений о закупках в недоступном для участников формате"
"... на сайте одного ГУП приглашения к участию в закупках, документации, проекты договоров размещаются в файлах специального расширения ".odt", что препятствует осуществлению просмотра необходимой информации с помощью обычных программных средств..."
Здесь также имеет место установление правил игры пост-фактум. Отсутствие каких-либо требований к сайтам заказчиков привело к тому, что они, заказчики, стали публиковать информацию кто как может, в разных разделах, в разных форматах. Файлы с расширением ".odt" не являются "специальными", это всего лишь формат текстовых файлов бесплатного текстового редактора. Использование таких файлов, на наш взгляд, позвляет говорить о том, что заказчик исполнил свою обязанность по публикации сведений на сайте. Вопрос с форматами, как и вопрос со сроками подачи заявок, вероятно, из тех, где "на всех не угодишь". Наверняка найдутся участники закупки, которые и файлы ".doc" не смогут открыть по каким-либо причинам. Использование файлов ".doc" - на этом основании тоже дискриминация?
"Размещение информации в формате, защищённом от функции поиска"
"... план закупок был размещён на сайте в формате Adobe Acrobat Document, защищённом от функции поиска информации по ключевым слвам и словосочетаниям..."
Относительно планов закупки такие требования оправданы, так как они установлены Постановлением Правительства № 932, относительно всех иных документов - нет. Ряд заказчиков располагает самыми простыми с технической точки зрения сайтами, ряд заказчиков не располагал сайтами вообще.
"Размещение некорректных планов закупок"
"...план закупок ОАО "№ 2" размещён на сайте в форме таблицы, состоящей из двух столбцов: наименование затрат и стоимость..."
Требования к планам закупок были оформлены Постановлением Правительства № 932 от 17.09.2012 и до этого момента отсутствовали. Неудивительно, что ряд заказчиков, воспользовавшись правовым вакуумом, составил планы в произвольной форме.
Безусловно, мнение представителей Счётной палаты по перечисленным вопросам, стоит учитывать при организации и ведении закупочной деятельности. Это мнение весьма показательно, оно отражает общий тренд движения системы закупок по 223-ФЗ. Свобода действий, накрывшая заказчиков, ныне оборачивается возможными претензиями со стороны контролирующих органов. Детальное изучение позиций представителей этих органов является в этом свете весьма важной составной частью работы заказчиков.
Добавлено: 2012-10-20 |
Просмотров: 7033
Комментарии: