Федеральная контрактная система
ФКС: от проекта к Закону
Сфера размещения государственного заказа подвержена процессу постоянных перемен. Это кажется весьма логичным:меняется экономическая конъюнктура, совершенстувуется законодательная база страны, увеличиваются потребности заказчиков, реалии выдвигуют новые и новые требования к эффективности системы государственных и муниципальных закупок.
Федеральный Закон «О размещении заказов …» от 21.07.2005 № 94-ФЗ, всегда был, пожалуй, одним из наиболее динамично меняющихся норматиных актов. За последние шесть с небольшим лет он переписывался и дополнялся более 30-ти раз! С 2006 года 2012 год станет годом наиболее значимых перемен: в качестве Закона будет принята Федеральная Контрактная Система (ФКС). А сам 94-ФЗ будет впоследствии отменён.
Безусловно, нормы 94-ФЗ не смогут не оставить по себе следа. Шестилетний опыт работы заказчиков, поставщиков, контролирующих органов, судов — всё это так или иначе перекочует в новый Закон.
Законодательство о государственном заказе в нашей стране прошло сложный путь становления. Федеральная Контрактная Система (ФКС) станет четвёртой итерацией, которую пройдёт система.
Законопроект о ФКС многие эксперты считают самым знаковым законом 2012 года. Скорее всего Федеральная контрактная система вступит в силу с 2014 года.
|
М.Евраев: "Нужно очень грамотно и правильно перейти от ФЗ №94 к федеральной контрактной системе. Вопрос только в том, как это будет реализовано и какой результат мы получим."
И. Артемьев: «ФАС постарается, чтобы в этот закон вошло все лучшее, что было в 94-м федеральном законе (ФЗ)»
М. Теодорович: «В новом законе нужны ответы на те вопросы, которые ставит рынок. Например, как определяется начальная цена контракта? Как происходит планирование закупок? Людям важно это знать, чтобы понимать, куда вкладывать деньги»
С. Грачев: "Размещение заказа будет ориентировано на профессионалов. Федеральная контрактная система фактически признает, что размещение заказа - это то, чем должны заниматься высококвалифицированные специалисты"
|
|
|
|
|
|
|
|
Указ Президента РФ от 08.04.95 № 305 |
Федеральный закон от 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" |
Федеральный закон от 21.07.05 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Федеральная Контрактная Система |
Ещё не появившись в качестве Закона, ФКС вызвала довольно много споров и вопросов. Министерство Экономического Развития (МЭР), формально назначенное ответственным за разработку новых правил размещения госзаказа, предложило свою концепцию ФКС, раскритикованную Федеральной Антимонопольной Службой ФАС, Министерством Финансов, генеральной Прокуратурой.
Сторонники ФКС справедливо выделяли недостатки нынешней системы размещения заказа:
- неурегулированность этапов работы заказчиков до размещения информации о заказах (планирование, составление технических задания и т.д.) и после него (расчёт эффективности закупки, учёт процесса использования закупленной продукции);
- малое количество способов закупки и их малая универсальность;
- недостатки существующих способов закупки;
- недостаточность мер по отбору поставщиков и невозможность для заказчика выдвигать ряд требований к ним;
- сложности расторжения контрактов.
Противники ФКС не менее справедливо замечали, что:
- ФКС даст возможность примнения множества коррупционных схем;
- отмена 94-ФЗ перечеркнётмноголетний труд множества людей;
- ФКС не позволит поддержать имеющийся уровень конкурентности и открытости процедур размещения госзаказа.
И тем не менее, МЭР подготовило и опубликовало Концепцию Федеральной Контрактной Системы, из которой стало понятно, в какую сторону станет развиваться госзаказ.
Концепция проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе»
1. Основная идея, цель и предмет правового регулирования законопроекта
Основной идеей законопроекта является создание условий для функционирования федеральной контрактной системы (ФКС) – совокупности норм и правил, обеспечивающих единый технологический цикл организации закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Основными обязательными этапами закупочного цикла должны стать: прогнозирование закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд; формирование государственными и муниципальными заказчиками планов обеспечения государственных (муниципальных) нужд; размещение заказов на закупку товаров, работ, услуг; исполнение и мониторинг контрактов, приемка и анализ контрактных результатов в интересах планирования будущих закупок. Целью законопроекта является существенное повышение качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов. Принятие законопроекта создаст стимулы к модернизации отечественной экономики, надежному управлению технологическими и экономическими рисками, развитию добросовестной конкуренции. Предлагаемые правовые новации будут способствовать совершенствованию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечению гласности и прозрачности, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд....
...
6. Создание единого цикла обеспечения государственных (муницпальных) нужд Единый цикл государственного заказа включает в себя следующие основные стадии: 1. Этап планирования государственного (муниципального) заказа. 2. Этап размещения государственного (муниципального) заказа. 3. Этап исполнения государственных (муниципальных) контрактов. 4. Этап приемки результатов контрактов.
1. Этап планирования. Система планирования государственного (муниципального) заказа, закрепляемая в законопроекте, должна основываться на следующей совокупности документов:
- перечень государственных (муниципальных) услуг,
- адресные инвестиционные программы,
- государственные программы,
- федеральные целевые программы,
- реестр государственных (муниципальных) нужд заказчика, сводный реестр государственных нужд главного распорядителя бюджетных средств,
- сводный прогноз объемов и структуры закупок,
- ведомственные планы обеспечения государственных нужд....
Скачать полный текст
|
Федеральная Антимонопольная Служба, с самого начала ратовавшая за развитие существующего Закона, также предложила свой взгляд на ФКС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О федеральной контрактной системе
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет и цели регулирования настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с планированием, размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, а также отношения, связанные с исполнением контрактов и анализом результатов исполнения контрактов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
2. Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации...
...
Статья 10. Способы размещения заказа
1. Размещение заказа может осуществляться: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). 1.1. Правительство Российской Федерации в порядке, установленном статьей 55.3 настоящего Федерального закона, вправе определить особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд. 2. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. 2.1. При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт. 3. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона...
Скачать полный текст
|
Споры и дискуссии значительно затянули процесс принятия нового Закона. Проект ФКС несколько раз вносился в Правительство, обсуждался в присутствии Президента страны. Лишь 20 июня Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении правительственный проект Закона.
...
Статья 23. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
1. Заказчики при осуществлении закупок вправе использовать следующие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
1) открытый конкурс;
2) конкурс с ограниченным участием;
3) двухэтапный конкурс;
4) электронный аукцион;
5) запрос котировок;
6) запрос предложений;
7) закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона;
8) единственный источник.
2. Заказчик выбирает способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями настоящей главы, при этом он обязан исходить из необходимости обеспечить конкуренцию среди участников процедур закупок и не совершать действия, влекущие необоснованное сокращение числа участников процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)...
...
Статья 90. Аудит
1. Аудит осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образуемыми законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и контрольно-счетными органами муниципальных образований, образуемыми представительными органами муниципальных образований, а также другими органами, уполномоченными на то законодательством Российской Федерации.
2. Органы аудита в рамках своих полномочий осуществляют анализ обоснованности прогнозирования и планирования закупок, реализуемости и эффективности осуществления закупок, влияния результатов закупок на достижение целей государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных целевых программ, других документов стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.
Статья 91. Надзор за федеральной контрактной системой
1. Надзор за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о федеральной контрактной системе осуществляется федеральным органом государственной власти, уполномоченным на осуществление надзора, путем проведения:
1) плановых проверок в отношении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по созданию, ведению, развитию и обслуживанию единой информационной системы, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление ведения реестра контрактов и операторов электронных площадок...
Скачать полный текст
|
Вам также будет интересно:
|
Календарь
<< |
ноябрь 2024 |
>> |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
| | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | | - семинар
Ваш баннер
Чтобы увидеть flash-ролик установите последнюю версию плеера с сайта adobe.com
|