2024-05-03  Пт

(831) 215-12-18

08:00 - 19:00

Форум госзаказ 2013

Новости и аналитика

М. Л. Теодорович: Наше законодательство развивается по принципу «Одно дело делаешь - другого не порть»

М. Л. Теодорович: Наше законодательство развивается по принципу «Одно дело делаешь - другого не порть»

Руководитель Управления Федеральной Антимонопольной Службы по Нижегородской области Михаил Теодорович рассказал о грядущих переменах в сфере госзаказа.

- Михаил Леонидович, в первую очередь хотелось бы поговорить о перспективе принятия закона о Федеральной контрактной системе. На Ваш взгляд, будут ли грядущие изменения позитивны для сферы госзаказа?


- Будущее скрыто от всех, мы можем лишь предполагать. Пока наше законодательство развивается по принципу «Одно дело делаешь - другого не порть». Есть 94-й федеральный закон. Этот закон действует уже довольно давно – 6 лет, и люди к нему привыкли. Кому-то он нравится, кому-то нет - это закономерно. С течением времени противников становится меньше, а сторонников больше. Сторонники формируются, в первую очередь, за счет тех, кто верит в справедливость и в идею свободной конкуренции, верят в идею равного доступа хозсубъектов к госзаказу, а также за счет тех, кто любит стабильность. Правила есть, они сложились, к ним все привыкли - это уже хорошо. Кроме того, ничего лучше идеи конкурентного доступа к ресурсам мир не придумал. На этом основана сфера рыночной демократии. В России эта практика начала разрабатываться еще в 1997 году, и первый документ такого рода появился именно в Нижегородской области - постановление Администрации. Оно касалось конкурсного распределения средств дорожного фонда. На свободный рынок были выпущены ресурсы, доступ к ним был открыт для всех. Далее началась работа над текстом федерального закона о госзакупках. Сейчас можно говорить, что закон плохой или хороший, но спрос на решения такого рода все еще остается. Соответственно, отменить его просто так не получится. Кому-то будет хорошо, а очень многим - плохо.

Что касается Федеральной контрактной системы, есть две модели: одна модель какое-то время назад озвучивалась в Минэкономразвития; вторая модель – в Федеральной Антимонопольной службе. Модель МЭРа предусматривала достаточно глубокую реформу: все сделать по-другому.

Проект Федеральной Антимонопольной службы подразумевает ряд изменений, уточнений и доработок действующего закона. В новом законе нужны ответы на те вопросы, которые ставит рынок. Например, как определяется начальная цена контракта? Как происходит планирование закупок? Людям важно это знать, чтобы понимать, куда вкладывать деньги. Таким образом, прозрачность этого поля необходима; она раскрывает рынок, она повышает конкурентную борьбу. Также важной темой является проблема качества исполнения контрактов, которая требует развития. Есть модель ФАСа, которая, с нашей точки зрения, имеет весьма неплохие перспективы на воплощение в том или ином виде. Она состоит в том, чтобы к привычной практике пристраивать и развивать новые модули, потребность в которых открывается в связи с хозяйственной, антимонопольной и судебной практиками.

- Михаил Леонидович, как известно, и как вы упоминали ранее, ФАС не во всем согласна с представленным МЭР законопроектом о ФКС. Хотелось бы узнать, существует ли проблема взаимодействия с министерством? Есть ли разногласия по основным вопросам?


- Конечно, проблема взаимодействия не стоит. Есть лишь разные взгляды на одно и то же явление. Министерство предлагает взглянуть на проблемы, существующие в сфере госзаказа, с точки зрения теории; а наш взгляд в большей степени прагматический. Таким образом, это не конфликт, это дискуссия двух взглядов.

М.Л. Теодорович

Для того чтобы увидеть проблему более целостно, на нее надо взглянуть с разных сторон: с точки зрения правоприменителя, с точки зрения рынка. Мы стараемся сделать это, с учетом того, что при Нижегородском УФАС России действуют общественно-консультативный и экспертные советы. Мы часто проводим различные конференции, участвуем в семинарах, организуемых предпринимательским сообществом. Остается еще один “кусочек паззла”, чтобы картинка возникла – методологический взгляд. МЭР говорит о том, что нужно развивать систему, о том, что в ней есть какие-то недостатки, например, планирование. Это верно, и практика об этом говорит. Их правильный, методологически состоятельный подход, с учетом нашей практики, воплощается в ту модель, которую Антимонопольная служба считает комплексной, которую она продвигает. Наша модель интегрирует то лучшее, что предлагает Минэкономразвития и что предлагает Антимонопольная служба. Я могу только добавить, что если бы этой модели не было, ее следовало бы придумать именно такой.

- Есть ли какие-нибудь полномочия, которых ФАС не хватает в вопросе госзаказа?


- Пожалуй, недостатком является несовершенство контрольного механизма в части исполнения требований, касающихся закупок у малого бизнеса. Каждый заказчик должен купить от 10 до 20% у представителей малого бизнеса. Если он этого не сделал, то придя с проверкой, мы это выявим. Но проверить все предприятия невозможно. Поэтому хозсубъект может на свой страх и риск этого не сделать, и справедливая кара отнюдь не будет неотвратимой. Это плохо, потому что малый бизнес недополучает заказы.

Второе направление совершенствования, если мы говорим о малом бизнесе, состоит в том, что есть запрос на некоторые виды товаров и услуг, которые вполне могут поставляться только малым бизнесом. Сегодня, если заказчик покупает 15% каких-то товаров у малого бизнеса, он может воспользоваться услугами одного поставщика. Но при этом малый бизнес на остальных рынках вынужден конкурировать с крупными поставщиками, а это чрезвычайно трудно. Теперь представьте себе, если какой-то продукт поставляется только малым бизнесом. Тогда возникает некоторая ниша, в которой малый бизнес не конкурирует с крупным. Слабые не воюют с сильными, например, в спорте это так: есть юношеские команды, есть взрослые команды, и это нормально. В сфере госзаказа законодатель пока такого решения не принял, а оно назрело, потому что большой бизнес развился, а малый все время стартует с нуля. Таким образом, разрыв между большим и малым бизнесом в России сегодня увеличивается по мере развития нашего российского капитализма. Следовательно, поддержка малого бизнеса через механизм госзакупок ждет какого-то изменения.

Вот представьте себе: школа покупает 5 тонн картошки. Эту картошку везет огромная торговая сеть, заключающая типовой договор. С крупными игроками довльно трудно взаимодействовать. Другое дело, если картошку привез фермер с соседнего огорода. С кем легче разговаривать? Безусловно, с фермером.

- Михаил Леонидович, сейчас многие говорят о снижении уровня образования и о нехватке молодых профессионалов в различных областях. Скажите, как обстоит дело в Нижегородском УФАС? Как вы оцениваете профессионализм молодых сотрудников?


- Такая проблема была. И она остается проблемой, потому что увеличивается разрыв между средней зарплатой в регионе и зарплатой антимонопольщика. Человек, который приходит в антимонопольный орган, начиная карьеру здесь, обречен на зарплату в 8-10 тысяч рублей, что в 2 раза меньше, чем в среднем по области. Вместе с тем, нельзя сказать, что люди не хотят к нам идти. У нас достаточно приличная “скамейка запасных”, мы научились работать с рынком труда. Всегда есть люди, для которых деньги - это еще не все, для которых служение Родине, служение справедливости – это не красивые слова, а базовая ценность. Такие люди к нам приходят. У нас есть возможность принимать креативных, ярких, хорошо обученных людей. Конечно, им не хватает профессионализма. Но молодые сотрудники, устраиваясь на работу, понимают, что им надо быстро учиться, ведь никто дополнительного времени на это не даст. Люди очень быстро набирают квалификацию, очень быстро растут; руководители большинства отделов - это молодые люди, которым нет и 30 лет. Эта модель позволяет Управлению не отставать от рынка и понимать, в какой системе координат люди, заказчики и предприниматели ищут себя.

- А существует ли проблема обучения заказчиков? Ведь для грамотного участия в процедуре госзаказа часто не хватает знаний в этой области. Как вы считаете, есть ли необходимость в создании, например, какого-нибудь консультативного центра для заказчиков? Нужен ли заказчикам дополнительный ликбез в этой области?


- Я думаю, что эта проблема сейчас не стоит так остро. Когда-то она существовала, но сейчас это, скорее, специфика. Во-первых, существует центр обучения в Высшей школе экономики в Нижнем Новгороде. Также есть множество структур, преподающих эту тематику. И госзаказчики, раз уж они приняли на себя ответственность, должны бюджетировать это направление своей работы, должны учить своих людей. На определенном этапе многим казалось, что закон о размещении госзаказов - это какое-то временное поветрие, однако выяснилось, что такой подход влечет за собой множество ошибок. В первую очередь, это отчетливо проявлялось в работе крупных заказчиков. С ними часто приходилось работать индивидуально.

Сейчас ситуация изменилась: вместо молодых специалистов и начальников отделов за размещение заказов отвечают вторые лица министерств, управлений; профессиональные юристы, экономисты. Поток жалоб на них снизился благодаря тому, что они привели в соответствие с законом все свои процедуры. Наши сотрудники вносят в этот процесс свой посильный вклад, участвуют в каких-то мероприятиях, несмотря на то, что у них чрезвычайно мало времени. В конце концов, этот путь может пройти любой заказчик, если, конечно, захочет. Но жаловаться на то, что закон плохой и непонятный – просто несерьезно.


Добавлено: 2012-07-12 | Просмотров: 4253

Комментарии:

Ваше имя:*
Код подтверждения:* (Для обновления картинки кликните по ней.)

Поиск

Календарь

<< май 2024 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
- семинар

Ваш баннер

Чтобы увидеть flash-ролик установите последнюю версию плеера с сайта adobe.com

Ваш баннер

Новости