По электронной схеме
После скандала с приобретением больницами томографов по завышенным ценам тема госзакупок оказалась в центре внимание президента РФ Дмитрия Медведева. Как известно, российские власти большие надежды в борьбе с коррупцией возлагают большие надежды на уполномоченные электронные торговые площадки. Эксперты считают, что пока онлайновые сервисы сложно назвать панацеей от «откатов» и рассказывают о том, как чиновники научились их обманывать.
Единственных стало 60 %
Чиновники научились успешно обходить федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муници-пальных нужд», который по задумке его разработчиков должен был стать главным заслоном коррупции. Одной из лазеек закона о госзакупках является разрешение на размещение заказа у так называемого единственного поставщика. В ряде случаев, например, в части работы с ВПК, это неизбежно, а в некоторых считается следствием стечениея обстоятельств. Так, к примеру, был объявлен аукцион, но на него поступила одна заявка или после отсева конкурсной комиссией осталась лишь одна заявка.
В минэкономразвития России подсчитали, что в 2006 году на долю единственного поставщика пришлось в три раза меньше заказов, чем получили его конкурирующие коллеги, а в первом квартале 2010 года доля контрактов единственного поставщика превысила 60 %.
Одновременно с этим генпрокуратура фиксирует поток жалоб на нарушения в ходе конкурсных процедур. По словам главы надзорного органа Юрия Чайки, только за первые пять месяцев 2010 года прокуроры выявили 38 тыс. нарушений в сфере госзаказа. ФАС, назначенный контролировать торги в интересах госзаказчиков, заявляют, что сотрудники ведомства физически не справляются с нагрузкой.
Онлайн начинает и выигрывает?
В этих условиях начальник управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев считает, что ситуацию удастся выправить с помощью онлайновых механизмов. Плюсом электронных аукционов, по мнению эксперта, является их анонимность. «Раньше обычно конкурировали два-три исполнителя, а в электронных аукционах в среднем торгуется 5—8 компаний», — рассказывает генеральный директор «Единой электрон-ной торговой площадки» (ЕЭТП) Антон Емельянов. – И вот следствие: в обычном конкурсе уровень снижения цен ограничивался 8—10 процентами, а в ходе электронных аукционов этот показатель в среднем составляет более 20 процентов».
В то же время представители электронных торговых площадок (ЭТП), не вошедших в список уполномоченных, придерживаются другого мнения. Так, по оценке председателя совета директоров B2B-Center Александра Бойко, на сайте агентства по государственному заказу Рес-публики Татарстан на одного заказчика приходится приблизительно 1,5 участника торгов, а доля несостоявшихся (то есть переходящих далее в состояние единственного поставщика) аукционов составляет не менее 60 процентов. На третьей площадке "Сбербанк — АСТ" полной информации о торгах вообще не найти.
«Человеческая» комиссия
По мнению экспертов, слабым звеном в нынешнем формате электронных госзакупок является то, что заявки рассматривает «человеческая» комиссия. «Откаты обсуждаются на стадии формирования заказа, — рассказывает Ирина Кузнецо-ва, директор института управления закупками и продажами ГУ — ВШЭ.— Если чиновник, сговорившись с поставщиком, завысил начальную максимальную цену, а потом допустил только нужного поставщика и его аффилированные компании до аукциона, то совершенно не важно, будете ли вы стучать молотком или нажимать на кнопки в Интернете — результат будет один».
Заточить под конкретное оборудование
Инна Ашенбреннер — руководитель направления «Госсектор и медицина» компании «КОРУС Консалтинг» рассказывает еще об одном приеме: в заявке можно представить требования к технике таким образом, что для поставки годится только конкретное оборудование кон-кретной компании, которое уже забронировал будущий победитель, а все остальные соискатели просто не уложатся в нужные сроки поставки. Кстати, в нашумевшей истории с компьютерными томографами, закупавшимися по завышенным ценам для больниц и попавшей в поле зрения президента РФ, в ряде проштрафившихся регионов использовалась указанная схема. Кстати, тогда в список регионов, где прокуратура обнаружила нарушения, попал и Татарстан.
Другим слабым местом онлайн-площадок называется отсутствие единых классификаторов товаров и услуг, которые помогли бы в поиске объявлений о конкурсах. Кстати, именно проблемы с кодами и классификаторами были в Татарстане предметом неоднократных совещаний с участием игроков строительной отрасли, минстроя, агентства Госзаказа РТ и даже главы республики.
Залоги пополняют банковские счета
У каждой определенной к обслуживанию госзакупок ЭТП своя структура данных, свои интерфейсы. Представители конкурирующих электронных площадок говорят, что «назначен-ные» ЭТП вообще не заинтересованы в качестве обслуживания конкурсных процедур, поскольку получают вознаграждение за проведение каждого аукциона и размещают на своем банковском счете «залог» в размере пяти процентов от суммы лота.
К тому же, по мнению конкурентов, грядущий приход в сферу онлайновых закупок ре-гиональных и муниципальных структур автоматически увеличит банковский счет, причем безо всяких дополнительных усилий со стороны площадок.
Правда, система залога изначально была придумана, чтобы защититься от недобросове-стных исполнителей. Когда часть стоимости контракта отдана в обеспечение договора, то по-ставщик вряд ли решится исчезнуть, не выполнив контракта. Ограничение количества электрон-ных торговых площадок (их определено пять, но действует пока только три) сделано, чтобы их было проще контролировать.
Отдайте на аутсорсинг!
Бойко предлагает контролировать не площадки, а процессы. Это возможно, например, за счет единого хранилища информации и стандартных интерфейсов, которые обеспечивают равный доступ ко всей комплексной информации по всем площадкам либо к одной из них под выбранным углом зрения. Подобным способом работают на Западе.
«Электронные закупки в большинстве стран отдаются на аутсорсинг, — рассказывает Кузнецова. — Чем выше конкуренция операторов ЭТП, тем лучше для государства: больше ас-сортимент и дешевле услуги».
В заключение, можно сказать, что электронные госзакупки в современном виде не явля-ются панацеей от коррупции. Несмотря на то, что сам факт появление онлайн-систем это положительный факт, до сих пор не ясно каким образом разрозненные ЭТП создадут единое пространство электронных торгов или как будет построена сбалансированная система контрактов.
Комментарии :
Антон Емельянов - генеральный директор Единой электронной торговой площадки:
— Система электронных аукционов фактически не оставляет места для откатных схем. Даже ес-ли тендерная цена изначально завышена, то в ходе аукционных торгов между участниками эта финансовая "подушка", как правило, срезается, пока цена не достигает обычных рыночных пока-зателей. А с нее невозможно сделать откат — не с чего. Об этом говорят результаты более 20 ты-сяч электронных аукционов, проведенных нами для более трех тысяч госзаказчиков.
Инна Ашенбреннер — руководитель направления «Госсектор и медицина» «КОРУС Консалтинг»
— Переход на электронные торги не решает вопроса о коррупционной составляющей госзаказов. Главное правило госзаказчика — снимать неугодных конкурентов на этапе оценки правильности составления заявки, а не самих торгов. О механизме выявления таких договоренностей пока говорить сложно — проводить проверки электронных торгов может только ФАС, это был и остается пока единственный инструмент защиты прав участника торгов.
Александр Бойко — председатель совета директоров B2B-Center
— Лозунг борьбы с коррупцией оглушает, как звонкий бубен, и вот уже претензии к технологическому несовершенству торговых площадок воспринимаются как пособничество коррупции! А они пока не могут считаться основой эффективной системы госзакупок. Во-первых, они не справляются с потоками заявок (а с региональными просто захлебнутся). Во-вторых, не обеспечивают никакой аналитики, позволяющей исследовать динамику цен и строить обоснованные прогнозы.
Опубликовано на http://www.business-gazeta.ru/
Добавлено: 2010-11-10 |
Просмотров: 4559
Комментарии: