2024-05-16  Чт

(831) 215-12-18

08:00 - 19:00

Форум госзаказ 2013

Новости и аналитика

Куда дует ветер

Куда дует ветер

Куда дует ветер перемен в области госзаказа? Вполне возможно, в сторону принципиально новых правил организации закупок, сведённых в Федеральную Контрактную Систему (ФКС), общая концепция которой была недавно опубликована Министерством Экономического Развития. Сила новых ветров будет зависеть и от того, сможет ли ФАС, ярый противник Системы, заблокировать принятие её норм, полностью перечеркивающих и вовсе отменяющих 94-ФЗ.

Над "библией госзаказа" действительно нависла нешуточная угроза: ФКС обещает кардинально перемешать карты в нынешней системе закупок. Справедливо указывая на основные негативные параметры сегодняшнего Закона, ФКС предлагает по-новому структурировать работу заказчиков: от планирования до контроля исполнения контракта. Так, на первоначальном этапе планируется ведение реестров государственных (муниципальных) нужд (потребностей), существенно расширяется перечень возможных способов размещения заказа, предлагается по-иному классифицировать товары/услуги с целью дифференциации методик их закупок.

Существенно расширенными могут оказаться полномочия заказчика по квалификационному отбору участников и, соответственно, отклонению их предложений. Например, планируется уполномочить заказчика отклонять "аномально низкие" ценовые предложения.

Изменения могут затронуть и распределение контрольных функций в области госзаказа. В частности, ожидается ослабление позиции ФАС, на данный момент квазисудебного органа, обладающего существенными полномочиями по воздействию как на заказчиков, так и на УРЗ.

Интересным видится, прежде всего то, насколько крутыми становятся перемены курса движения госзаказа. И двух лет не прошло с момента запуска федеральных ЭТП, и вот теперь будущее электронных аукционов, "самых честных и прозрачных" процедур, кажется весьма туманным. Не успевают заказчики привыкнуть к работе с Официальным сайтом, как начинаю говорить о необходимости внедрения дополнительных информационных систем.

Далее приводим выдержки из текста Концепции для ознакомления.

Концепция проекта федерального закона «О федеральной контрактной системе»

Основной идеей законопроекта является создание условий для функционирования федеральной контрактной системы (ФКС) – совокупности норм и правил, обеспечивающих единый технологический цикл организации закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Основными обязательными этапами закупочного цикла должны стать: прогнозирование закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд; формирование государственными и муниципальными заказчиками планов обеспечения государственных (муниципальных) нужд; размещение заказов на закупку товаров, работ, услуг; исполнение и мониторинг контрактов, приемка и анализ контрактных результатов в интересах планирования будущих закупок.

Положения законопроекта относятся к отраслям законодательства – «гражданское», «административное право», «финансовое право». Законопроектом вносятся изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации, при этом признается утратившим силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В настоящее время в Российской Федерации различные стадии государственного заказа в разной мере нормативно регламентированы, методически обеспечены и организационно структурированы. Существующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию всего цикла государственных (муниципальных) закупок. Наряду с этим, констатируются правовые пробелы в регулировании отдельных закупочных этапов и процессов.

Одним из результатом применения 94-ФЗ стало кардинальное увеличение государственного заказа, размещаемого на внеконкурсной основе, что свидетельствует об исчерпании антикоррупционного потенциала текущего нормативного правого регулирования в области государственных закупок.

Указанные проблемы не являются специфичными для Российской Федерации и распространены во многих зарубежных странах. Опыт некоторых государств показывает, что наиболее эффективно данные проблемы решаются в рамках создания национальных контрактных систем. Характерными особенностями таких систем является: - широкое применение методик планирования обеспечения государственных нужд, - анализ рынка и мониторинг текущей рыночной конъюнктуры, - использование библиотеки типовых контрактов и стандартных (нейтральных) спецификаций, - внедрение механизмов контроля исполнения контрактов, - осуществление процедур приемки и оценки результатов исполнения государственных контрактов, - развернутый анализ эффективности обеспечения государственных (публичных) нужд и системы управления публичными поставками продукции, - достижение большей публичной открытости и гласности всех контрактных процессов и их результатов, - развитие специализированных информационных ресурсов управления контрактными системами.

Ключевым отличием контрактной системы от действующего порядка является создание сквозного цикла организации закупок, анализ и сопоставление ключевых параметров контрактов в целях обеспечения выполнения публично-правовыми образованиями возложенных на них обязательств и повышения качества обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Впервые устанавливаются особенности организации поставок продукции в зависимости от предмета и объема контракта, существенных контрактных условий. Законопроект опишет процедуру классификации товаров по группам, алгоритм выбора способа организации поставок в зависимости от типа закупаемой продукции, а также определит условия использования выбранного способа.

Впервые предлагается регламентировать действия по прогнозированию и планированию обеспечения государственных (муниципальных) нужд, установить состав обязательных документов планирования и определить порядок обоснования ключевых параметров планируемых контрактов в целях последующего мониторинга размещения и исполнения контрактов, анализа контрактных результатов.

Законопроект исходит из необходимости расширения способов размещения заказа и учета специфики закупок товаров, работ и услуг различных видов. Вводятся новые способы размещения заказа. Государственным (муниципальным) заказчикам предоставляется большая свобода выбора способа размещения при обязательности его обоснования и установлении персональной ответственности за контрактные результаты. По некоторым группам товаров устанавливается требование предварительной квалификации участников размещения заказа.

Законопроектом впервые поставлена задача регламентации действий государственных (муниципальных) заказчиков и государственных (муниципальных) закупщиков по обеспечению надлежащего исполнения условий контракта. Регламентируются действия заказчика по приемке и учету контрактных результатов. Предусмотрено сопоставление полученных результатов запланированным контрактным целям. Предлагаются правовые механизмы предупреждения демпинга.

Реестры государственных (муниципальных) нужд (потребностей). Государственная (муниципальная) нужда (потребность) представляет собой объемные и качественные показатели товаров, работ и услуг, необходимых для предоставления государственной (муниципальной) услуги населению заданного объема и качества. Реестр государственных нужд (потребностей) включает в себя структурированную в разрезе предоставляемых государственных услуг информацию о качественных и объемных показателях товаров, работ и услуг, необходимых для предоставления определенной государственной услуги (товарная номенклатура ведется на основании ТНВЭД). Реестры муниципальных нужд (потребностей) соответственно включают в себя структурированную в разрезе предоставляемых муниципальных услуг информацию о качественных и объемных показателях товаров, работ и услуг, необходимых для предоставления определенной муниципальной услуги (товарная номенклатура ведется на основании ТНВЭД).

Законопроект существенно расширяет перечень способов размещения заказа на приобретение товаров, работ и услуг. Заказчик наделяется правом использовать следующие способы: 1. Электронный аукцион. 2. Электронный аукцион с предквалификацией. 3. Открытый одноэтапный конкурс. 4. Открытый одноэтапный конкурс с предварительным квалификационным отбором. 5. Открытый двухэтапный конкурс. 6. Закрытый конкурс. 7. Закрытый двухэтапных конкурс 8. Конкурентные переговоры.

С полным текстом Концепции можно ознакомиться в разделе content.php?id=all8


Добавлено: 2011-03-14 | Просмотров: 4401

Комментарии:

Ваше имя:*
Код подтверждения:* (Для обновления картинки кликните по ней.)

Поиск

Календарь

<< май 2024 >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
- семинар

Ваш баннер

Чтобы увидеть flash-ролик установите последнюю версию плеера с сайта adobe.com

Ваш баннер

Новости